bammbuss (bammbuss) wrote,
bammbuss
bammbuss

Category:

Мария Магдалина


Принято считать, что Мария Магдалина происходила из города, расположенного в плодородной Генисаретской равнине на берегу Галилейского моря. В древности это море называлось Тивериадским озером, а в наши дни в этих местах находятся еврейское поселение Мигдаль и арабская деревня Аль-Мадждаль.
В далекие библейские времена город, в котором жила Мария, был богатым, торговым, портовым, купеческим.

Галилея вообще отличалась более свободным нравом в сравнении с Иудеей, к тому же  любые портовые города во все времена славятся вольным и веселым космополитическим колоритом, поглядите хоть на нынешние наши приморские города, на Одессу, на Марсель... Возможно, именно из-за вольных нравов портового города на Марию из Магдалы угрюмые, консервативные патриархальные  жители нелюдимых пустынных оазисов и приклеили ярлык "блудницы" ?

На Марии как "блуднице" особенно  настаивала католическая христианская традиция, в то время как вооруженные защитники церкви, средневековые западные рыцари, благочестивые католики, по-солдатски простодушно наделяли Марию Магдалину аристократическими чертами.

Лично мне не верится, что Мария Магдалина была в реальности блудницей.

Давайте разберем пресловутое масло "миро", коим "блудница" смазала ноги Иисуса,   его материальную стоимость.
Современное нам миро, используемое в церковных службах, варится на основе оливкового масла, белого вина, лепестков роз и еще около 30 различных составляющих. Единого для всех христиан рецепта миро нет и никогда не было, поэтому его изготовители использовали те благовония, что были недороги, привычны и распространены в конкретном церковном приходе.

В далекий евангельский временной период миро делали из нарда, который добывали из корней ароматических трав, росших на вершинах Гималаев в Индии.
Ятаманси так называется «гималайский нард», с его дальним «родственником» мы встречаемся в аптеках, ведь это растение из семейства валерианы.

Из корней ятаманси получают эфирное масло янтарного цвета, имеющее торфянисто-землистый аромат с животными нотами.
В древности ятаманси ценился очень высоко, потому что из него добывали "нард".
Нардовая мазь известна со времён Соломона и упоминается в Библии, нард ценился очень высоко.
Евангельское миро совсем не то, что использовалось и используется в христианский период.

"Библейское" миро чаще всего использовали разбавленным более дешевыми составляющими, подобно тому, как ныне мы используем дорогие сорта высокогорного чая. На современных чаеразвесочных фабриках элитный чай смешивается с более дешевыми сортами, ведь иначе мало кто мог бы позволить себе чашку чая ценой в сотню долларов.
В евангельские времена иудейские женщины использовали маленькие алавастровые (алавастр- это поделочный полудрагоценный камень белого цвета) кувшинчики с узким горлышком, вмещавшими несколько капель благовоний.

Здесь считаю необходимым дать справку, так как Интернет путает в Википедии: Алебастр и Алавастр-это две большие разницы! Статья в Википедии, посвященная алавастру, содержит неверную информацию. Все просто: "Алеба;стр (от греч. ;;;;;;;;;;) — название двух различных минералов: гипса (диаквасульфата кальция) и кальцита (карбонат кальция). Первый — алебастр (алавастор), которым мы пользуемся в наши дни; второе — по большей части название материала в античности. Эти два вида значительно отличаются друг от друга по относительной твёрдости.
Гипс настолько мягок, что может быть поцарапан ногтем (твёрдость по шкале Мооса равна 2), в то время как кальцит достаточно твёрд (твёрдость по шкале Мооса равна 3), однако может быть легко поцарапан ножом. Кроме того, кальцитовый алебастр, будучи карбонатом, бурно реагирует с соляной кислотой, в то время как гипсовый алебастр в этом случае остаётся инертным."

Возвращаюсь к нашим баранам.
Мария истратила целый фунт (400 грамм) мира когда умастила Иисуса  (Иоанн 12:3). Стоимость его по тогдашним ценам составила 300 динариев, для сравнения, дневная зарплата в Галилее равнялась 1 динарию. Стало быть, Мария Магдалина истратила 10 месячную заработную плату на один флакон миро.
Это слишком высокая цена для блудницы, высокие материальные траты на "чужого" мужчину по-карману состоятельной и влюбленной женщины. Состоятельной, потому Мария Магдалина заплатила за миро огромную сумму, влюбленной, потому что Мария осталась с Иисусом до самой его мучительной гибели.

В евангелии Иоанна 6:7, в рассказе о чуде насыщения 5000 человек сказано: "Им на двести динариев не довольно будет хлеба, что бы каждому досталось хотя понемногу." Апостолы вполне серьезно обсуждали вопрос о возможности покупке хлеба для 5.000 человек за 200 денариев. Современные библеисты посчитали, что за 300 динариев можно было накормить 5000 человек. И все это богатство в виде миро Мария выливает на Иисуса, не считаясь с издержками. Разумеется, со стороны апостолов были высказаны упреки за эту  неуместную расточительность. Но тут уж сам Иисус мгновенно пресек их и выразил поддержку действиям Марии. Марк. 14:3-9: "И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. "Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала".

К Марии Магдалине первой Иисус явился после своего Воскресения: Ин 20, 11–18; Мк 16, 9–11 "Мария Магдалина плакала у гроба Господа и вдруг увидела двух Ангелов. «Женщина! — сказали они, — что ты плачешь?» Она, вероятно не понимая, с кем говорит, ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. И тут, обернувшись, увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Она не узнала Его и, думая, что это садовник, сказала Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Тогда Господь обратился к ней по имени: «Мария!» Она воскликнула по-еврейски: «Раввуни!», что значит: Учитель! Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Как свидетельница воскресения Христова, Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей."


Свадьба в Кане Галилейской.
Текст евангелия от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» Ин (2:1-11).


В других канонических евангелиях упоминаний о сем эпизоде нет, хотя это первое чудо, совершенное Иисусом. Богословы считают, что в описании Иоанна содержится намек на смену старых иудейских времен новыми, христианскими.
С точки зрения ученых историков-библеистов это вполне обоснованная версия, мне же ближе другая: Иоанн описал вполне реальную свадьбу и ни кого-нибудь, а Иисуса.

Давайте реконструируем мысленно это событие. Итак, на свадьбе кончилось вино, дело житейское. Одна из женщин, что якобы была всего лишь гостью на свадьбе, выручила хозяев и раздобыла еще вина... По мне здесь явная неувязка с реальной действительностью.
Логичнее предположить, что за добавочным вином распорядитель свадьбы обратился не к женщине-гостье, а к хозяйке дома, либо к родственнице жениха. В данном конкретном случае обратился к Марии, матери Иисуса, та сообщила о возникшей проблеме своему сыну (а к кому еще ей было обращаться?) и тот совершил чудо, наполнив вином кувшины. И гости снова хмельны и  радуются, и распорядитель льстит жениху, говоря о припасенном на конец свадьбы лучшем вине!

Согласитесь, что данная реконструкция вполне реалистична, хотя разумеется, не более чем предположение, ведь слишком много времени прошло, события интерпретированы многими и по-разному.
Мне лишь показалось не логичным,  что на свадьбе о вине заботится гостья. Скорее логично, что это Мария - мать жениха и потому именно ей и сообщили о недостатке вина.

О присутствии Марии из Магдалы на казни Иисуса из Назарета
Мне неизвестно, кем именно приходилась Мария из Магдалы Иисусу из Назарета, и состояли ли они в связи, я лишь высказываю свое личное оценочное суждение о событиях, произошедших 2000 лет назад на основе источников, лежащих в открытом доступе.
Как юристу мне более понятен другой посыл о Марии Магдалине как о женщине возможно более близкой Иисусу, чем мы привыкли считать почитав книги богословов и  посмотрев фильмы на библейскую тематику.

Перехожу к главному, ясному и понятному для меня аргументу а именно к присутствию Марии Магдалины на казни Иисуса.
По- римским законам того времени присутствие родственниц на казни мужчины допускалась в любом случае, это было их неотъемлемое право, просто по рождению. Воспрепятствовать осуществлению данного права эгоистичным, воинственным, но все-таки просвещенным римлянам и в голову не приходило.

На казни Иисуса в непосредственной близости от креста присутствовали три женщины:  мать -Мария, тетя- Анна, и...Мария Магдалина! Оговорюсь про «тетю», дабы не подвергнуться излишним нападкам: я в курсе версии   "двоюродная сестра Иисуса", "сестра его матери Марии", и что "тетя" могла носить именами Руфь или Саломея. Но не имя здесь для меня главное, ведь я не историк и не богослов, мне не интересно кем именно была эта «тетя». Для меня важно лишь, что она была какой-то родственницей Иисуса, и только потому римляне допустили эту женщину на его казнь.

У вас не возникает вопроса, отчего мать Иисуса не прогнала "блудницу" с места казни? Сделать это было очень просто, достаточно было матери Марии заявить любому легионеру, что стоял в оцеплении Голгофы что-то вроде: Я Мария, мать казнимого и присутствую здесь по закону. Со мной рядом стоит тетя казнимого, она тоже родственница Иисуса. Но вот эта женщина - указывая на Марию Магдалину- казнимому никто. И вообще, она блудница. Удалите ее!» И тогда ближайший легионер ударом тупого конца пилума (это римское короткое копье с очень длинным лезвием из мягкого, не закаленного металла) прогнал бы Марию Магдалину с места казни Иисуса.

Из сказанного выводов никаких делать не осмелюсь.
Времени прошло много, имеются разные источники и пошедшие от них традиции, мистические учения.
Даже если бы историческое событие имело место вчера, я не решился бы утверждать что-то наверняка, например на моих глазах развалился СССР и социалистический лагерь, но я так и понимаю однозначно: "развалили" или все-таки "развалился"?

Могу добавить лишь, что одна смелая и решительная историк - американка высказала суждение что-то вроде:
-"Ученики, апостолы...мужчины! Да все они попросту испугались и убежали".

По всей вероятности, именно три вышеупомянутые женщины остались с Иисусом до самого его земного конца, до последнего вздоха. А евангелия и апокрифы об Иисусе  написали позже именно мужчины...хотя ученым известно апокрифическое "Евангелие от Марии Магдалины".

В свете вышеприведенного, лично я не считаю блудницей Марию из Магдалы.



Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments for this post were disabled by the author